Одесские штучки

Интересная Одесса: гастроли знаменитой танцовщицы

В начале прошлого века одесситам посчастливилось созерцать необычную и непривычную для того времени манеру свободного танца – в город на гастроли приехала знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан.

Она танцевала не танцуемое до сих пор − музыкальную классику: сонаты, прелюдии, симфонии… Айседора использовала древнегреческую пластику, хитон вместо балетного костюма, а свои танцы исполняла босиком, за что была прозвана «босоножкой». Одни считали ее воссоздательницей пластики античного мира, другие − провозвестницей эстетики танца будущего.

У Айседоры Дункан были школы в США, Швейцарии и Франции. А с 1921 по 1924 год знаменитая танцовщица жила в России, где организовала студию в Москве.

Впервые Айседора Дункан посетила Одессу в 1908 году. Тогда гастроли проходили в театре Сибирякова (ныне – Украинский театр). Первое же выступление знаменитой танцовщицы ознаменовалось громким скандалом с участием персидского консула и журналиста.

В газете «Русское слово» от 16 апреля 1908 года по этому поводу была напечатана заметка следующего содержания:

«Вечером в Сибиряковском театре во время первой гастроли Дункан персидский консул Иван Зайченко кастетом ударил по голове популярного в Одессе журналиста и врача Ценовского, который в открытом письме, напечатанном в «Одесских Новостях», обвинял Зайченко в том, что он сманивал и соблазнял подростков-гимназисток.

Зайченко совершил насилие, будучи в консульской форме. Публика с негодованием отнеслась к его поступку. Молодежь набросилась на Зайченко. Его оградили от насилия полицейские. Ценовскому выражены соболезнования. В бессознательном состоянии в карете Ценовский был доставлен на станцию «скорой помощи»».

Несмотря на неприятный инцидент, концерт удался − знаменитая танцовщица покорила одесскую публику.

Вот как описывали выступление Айседоры Дункан корреспонденты газеты «Одесские новости» за 1908 год:

«На первом спектакле А. Дункан. Публика избранная. Шелк, белые сорочки, фраки, смокинги. Точно в итальянской опере. Сибиряковский театр, вероятно, от основания своего не видел столько и такой публики. После первого антракта жидкие аплодисменты. Зато после второго − артистке устраивают овации. Крики − Шопена! Шопена! Артистка пугливо озирается на одесскую публику. Разговоры в публике сдержанные, но благосклонные. Публику даже не смущают совершенно открытые ноги артистки. Дункан победила Одессу. Публика ничего не понимает, но чувствует прекрасное и проникается им».

В 1913 году Айседора Дункан выступала перед одесской публикой три дня − концерты проходили с 1 по 3 февраля. На этот раз танцовщица представила сложную программу на музыку Вагнера, Шуберта, Штрауса, Шопена. Однако выступления знаменитой босоножки публика восприняла неоднозначно. К примеру, сложная трактовка образов вагнеровских «Вакханалий» из оперы «Тангейзер» вызвала в зале шум. Тогда Айседора прервала выступление и обратилась к публике по-французски с просьбой не смотреть на сцену, если кому-то это неинтересно, а воспринимать лишь музыку, поскольку ей не слышно оркестра.

Во втором отделении Дункан танцевала под музыку Шуберта и Брамса. На этот раз публика была более благосклонна – танцовщице устроили овацию, сцена утопала в цветах.

Билеты на концерты мировой знаменитости стоили очень дорого, тем не менее, фешенебельная городская публика раскупала их с молниеносной скоростью.

Во время своих гастролей в Одессе Айседора останавливалась в гостинице «Лондонская», а после выступлений в театре давала в гостиничном ресторане небольшие вечера.

По материалам Александра Савчука, Марии Гудымы

Татьяна Руднева

Источник: Волнорез

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм. Моментом узнавайте новости Одессы! Также подписывайтесь на нашу страницу в Facebook!

И еще туда же!

На ринку Одещини з’явилися нові фрукти — черевишні

Observan

В Одеській області у бізнесмена конфіскували товар

Observan

В Одессе повышается цена на проезд в маршрутках

Observan