Одесские штучки

Как в Одессе 50 лет назад создавали трехвагонные трамваи (ФОТО)

Изначально почти все трамваи в Одессе ходили в виде двухвагонных составов. Если говорить о нынешних вагонах "Татра-Т3", то они изначально оборудованы опцией работы по "системе многих единиц" — при сцепке системы управления двух моторных вагонов синхронизируются и работают одновременно. За счет этого ранее "Татры" массово ходили в виде двух и даже трехвагонных составов.

На более ранних трамваях "удвоение" работало по другому — по схеме "моторный" + "прицепной" вагоны. То есть, второй вагон не имел моторов и просто ехал на буксире первого. В некоторых случаях в 1930-е годы к одному моторному вагону цепляли даже два прицепных вагона сразу.

Хотя в начале 1970-х, пятьдесят лет назад, было одно исключение из правила. Трамвайный маршрут №5, идущий к пляжам Аркадии и Французского (Пролетарского) бульвара был мегапопулярным среди одесситов. А обслуживавшие его маленькие двухосные трамваи советского производства моделей КТМ-1 и КТМ-2, которые поставлялись с 1949 по 1969 год, с пассажиропотоками на "пятерке" не справлялись. "Решить вопрос" методом передачи обслуживания маршрута в другое депо, где были более вместительные вагоны "МТВ", "РВЗ" или "Татра" не позволила бюрократия. В свою очередь, депо №3 (тогда имени Ильича) на Алексеевской площади не имело технической возможности обслуживать современные на тот момент трамваи. 

Поэтому в 1971 году местные специалисты создали два уникальных для нашего города трехвагонных трамвайных поезда. К стандартным составам из трамваев "КТМ-1" в виде моторного и прицепного вагонов добавили еще по одному моторному вагону. Такие дополнительные вагоны переделывали — убирали все оборудование поста управления водителя, а электрическую схему управления электродвигателями и пневматику тормозов подключали напрямую по кабелям и шлангам к головному вагону. Дополнительный моторный вагон оказывался в середине состава, между головным моторным и прицепным вагонами. 

Всего в Одессе создали два таких "тройника". из уже не самых "молодых" вагонов "КТМ-1" 1957-1958 гг. выпуска. Запустили их на 5-й маршрут в ноябре 1971 года, очевидно, "к дате" 7 ноября. 

Оба необычных трамвайных состава проработали совсем недолго — всего четыре года. В ноябре 1975 года их списали за ненадобностью — в Одессу массово поступали куда более современные "Татры-Т3". И при этом "тройники" из вагонов "КТМ-1" прослужили дольше других вагонов этой модели, списанных в 1970-1971 гг.

Опубликованные здесь фото сделаны в августе 1974 года известным немецким транспортником Вольфгангом Шрайнером, в свое время объездившем в качестве туриста весь Советский Союз с особым вниманием к городам с электротранспортом.

Все фотографии сделаны в районе площади 10-го Апреля и улицы Генуэзской.

Трамваи "КТМ-1", сравнительно с "Татрами" были маловместительными, медленными, с очень жесткой подвеской и холодным салоном в зимнее время года. Если не набивать эти вагончики "как селедку в бочке", то трехвагонный состав по своей вместимости бы лишь чуть-чуть превышал один вагон "Татра". Поэтому совершенно не удивительно, что трамваи "КТМ-1" немедленно списали по мере поступления более продвинутой техники.

Однако, один из трамваев "КТМ-1" сохранился в Одессе до нынешнего времени. Все дело в том, что его переделали в служебный вагон-буксир с двумя кабинами управления. В таком виде он исправно работал примерно до 2008 года сначала на ремонтном заводе электротранспорта, а затем в вагоноремонтных мастерских. В 2013 году его отреставрировали для киносъемок. Сейчас же он является экспонатом музея электротранспорта и изредка выезжает на улицы Одессы.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм. Моментом узнавайте новости Одессы! Также подписывайтесь на нашу страницу в Facebook!

И еще туда же!

В Одессе сняли клип на известную старинную песню

Observan

Одесса отмечает 225-лет со дня основания

Observan

В одном из городов Одесской области под давлением общественности приняли временный бюджет

Observan