Цацки-пецки

Один из самых интересных в мире трамвайных маршрутов – одесский «камышовый»

Фотокорреспондент Odessa.online прокатился на трамвае №20, маршрут которого пролегает по живописным местам.

Маршрут трамвая №20 получил своё неформальное название из-за того, что на значительном участке его следования вдоль рельсового полотна плотно растут камыши.

Маршрут соединяет Херсонский сквер и Хаджибейский лиман. На линии длиной 7,42 километра работает два трамвая. Интервал их движения – 28 минут. Вагоны выходят на маршрут в 5:38, заканчивают работу в 21:57.

Из окон трамвая можно наблюдать как промзону, так и загородные дачи, пруды и, естественно, множество камышей.

Из-за особенности ландшафта во время сильных дождей часть путей подтапливается. В такие дни вместо трамвая по маршруту пускают автобус.

Директор музея КП «Одесгорэлектротранс» Максим Коновалов поделился с нами историей «камышового» маршрута.

«В далёком 1883 году по маршруту начали ходить конные трамваи. Их запустило бельгийское общество конных железных дорог в Одессе. Тогда маршрут имел название «Х» (Херсонский сквер-Хаджибейский лиман», линия была однопутной и имела два разъезда. Средние интервалы движения повозок были от 30 минут до часа. В 1893 году вся линия полностью была переведена на паровую тягу, стала ближе к лиману и имела четыре разъезда, по которым курсировали четыре состава парового трамвая, известных в Одессе как «Ванька головатый».

К 1914 году линия была электрифицирована. На этом история парового трамвая на ней завершается и начинается история электрического трамвайного движения. Линию подпитывает Херсонская трамвайная подстанция 1913 года постройки.

Во время гражданского переворота, а также Второй мировой войны линия временно не функционировала. С 50-х по 60-е полностью перешита с узкой колеи (1 000 мм) на широкую (1 524 мм). В те же годы по линии начала ездить первая массовая послевоенная модель трамвая КТМ-1 и прицепной вагон КТП-1. Один из таких вагонов, которых на сегодняшний день сохранилось всего два во всем мире, выставлен на показ в музее предприятия КП «ОГЭТ». В конце 80-х годов по маршруту начинают курсировать вагоны марки Татра Т-3. На сегодняшний день линия маршрута №20 считается экзотической изюминкой города, о ней известно далеко за пределами Одессы, её часто посещают туристы и любители транспорта из-за рубежа. А в 2019 году журнал Forbes внес 20-й маршрут в список самых интересных трамвайных маршрутов мира!»

Также директор музея КП «ОГЭТ» поделился с нашей редакцией историческим снимками трамваев на 20-м маршруте в разные годы.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм. Моментом узнавайте новости Одессы! Также подписывайтесь на нашу страницу в Facebook!

И еще туда же!

Одесский футболист принес победу румынской «Политехнике» в матче с киприотами

Observan

В одесской колонии разоблачили «смотрящего», который торговал наркотиками и спиртным

Observan

А вдруг все же зима: в Одессе закупили новую снегоуборочную технику (фото)

Observan