Бардак

Новое руководство порта Рени проводит ревизию земельных взаимоотношений с субъектами СЭЗ

Исполняющий обязанности директора госпредприятия «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП») Максим Игнатенко, приступивший к своим обязанностям в начале февраля т.г., проводит внутреннюю юридическую ревизию деятельности порта. В частности, новый руководитель ГП добивается пересмотра земельных взаимоотношений с действующими на территории порта субъектами специальной экономической зоны «Рени». Об этом корреспонденту «Топора» стало известно из инсайдерских источников информации.

Речь идёт о ситуации, которую в 2019 году выявил Южный офис Государственной аудиторской службы Украины. Финансовый аудит работы Ренийского порта проходил за период с 1 января 2016 года по 30 июня 2019 года. Как установили проверяющие, по состоянию на момент завершения аудита субъекты СЭЗ задолжали госпредприятию за аренду земли 3,16 млн гривен.

В аудиторском отчёте констатируется, что ГП «РМТП» заключило с субъектами СЭЗ договоры на право временного пользования земельными участками общей площадью 16,6 га на условиях аренды. Ренийский горсовет в мае 2015 года установил арендную плату для субъектов СЭЗ в размере 4% от нормативной денежной оценки земли. Это решение распространяется на компании «Укрчем», «Рени-Лайн», «Терминал Дунай», «Рени-Терминал», «Рени-Лес» и «Лагуна-Рени». Согласно договорам, подписанным руководством порта, земельные участки переданы в аренду до конца 2029 года.

Однако, как уже было сказано, к середине 2019 года частные портовые операторы накопили задолженность за землю в размере более 3 млн грн. Долг возник из-за того, что субъекты СЭЗ отказались от дополнительных соглашений, которые предусматривали повышение арендной платы. Кроме того, как установили аудиторы, договоры с субъектами СЭЗ не соответствуют типовому договору аренды земли и не были перезаключены с учётом текущих изменений.

В 2017 году ГП «РМТП» подало иск в Хозяйственный суд Одесской области о взыскании с арендаторов суммы задолженности. Порт также требовал внести изменения в договоры аренды в части увеличения нормативной денежной оценки земли, что влечёт за собой и рост арендной платы. Суд отклонил иск в полном объёме, однако о причинах такого решения ничего не сообщается.

Порт частично обжаловал решение суда. Вместе с тем аудиторы отметили, что руководство госпредприятия не направило по этому делу апелляционную жалобу и даже не стремилось участвовать в судебных заседаниях. Проверяющие пришли к выводу, что руководство порта формально отнеслось к судебному процессу и не проявило заинтересованности в том, чтобы выиграть его (о причинах такого подхода к вопросу можно только догадываться, но, как показывает практика, в подобных случаях часто происходит банальный «договорняк» на принципах «финансовой взаимности» сторон – Прим. авт.).

И всё же это «шило» не удалось спрятать в «мешке» — оно вылезло в виде задолженности порта по земельному налогу перед городским бюджетом. По состоянию на 1 мая 2016 года сумма этого долга превысила 2 млн гривен. С одной стороны, это вызвало обеспокоенность горсовета, который не мог допустить расширения дыры в местном бюджете. Но, с другой, тогдашний директор ГП «РМТП» Дмитрий Володин заявил о неспособности порта погасить задолженность. Более того, ГП обратилось в горсовет с просьбой снизить порту земельный налог на 50%: мол, такое решение позволит предприятию улучшить своё финансовое положение.

Данный вопрос рассмотрела сессия Ренийского горсовета, состоявшаяся в мае 2016 года. В ходе обсуждения выяснилось, что ситуация не так проста и однозначна, как утверждал директор порта. Перед депутатами горсовета выступил тогдашний начальник Ренийской налоговой инспекции Андрей Кучма. Он напомнил, что в СЭЗ «Рени» зарегистрировано 7 компаний, которые ежемесячно выплачивают порту компенсацию в размере 315 тысяч гривен за земельный налог. Эти деньги госпредприятие должно перечислять в городской бюджет, но фактически не перечисляет, используя их на собственные нужды, в том числе на зарплату.

«В результате сложилась ситуация, когда на территории порта работают другие субъекты, а город от этого не получает никакой прибыли. Депутаты должны проанализировать Закон Украины «О СЭЗ «Рени» и решить, нужна ли городу такая свободная экономическая зона. Или, по крайней мере, нужна ли она в таком виде», — заявил Андрей Кучма.

На той сессии горсовета депутаты, взвесив все «за» и «против», не поддержали просьбу порта о 50-процентном снижении налога на землю. Тем не менее через 4 года руководство ГП «РМТП» снова обратилось в горсовет с аналогичной инициативой, причём вторая попытка была более серьёзной – порт просил вообще освободить его от земельных платежей на целый год.

В начале июля 2020 года сессия Ренийского горсовета удовлетворила просьбу порта. Было принято решение установить для ГП нулевую ставку налога на землю сроком на 12 месяцев. Отметим, что на тот момент земельные долги госпредприятия перед городским бюджетом (с учётом штрафных санкций) превысили 42 млн грн, и не было никакой реальной возможности взыскать эти средства в местную казну. И депутаты решили: уж лучше дать порту шанс хотя бы снизить объём задолженности, чем способствовать росту и без того огромной финансовой дыры.

Налоговая льгота для ГП «РМТП» вступила в силу с 1 августа 2020 года, то есть она действительна до 1 августа 2021 года. Льгота формально означает потерю для городского бюджета 12-ти млн грн, но фактически речь идёт о виртуальных деньгах, поскольку порт в любом случае не перечисляет их городу.

Тут существует ещё один аспект данного вопроса, и связан он с возможностью передачи Ренийского порта в концессию. В 2020 году начальник Ренийского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Юрий Кононенко так прокомментировал идею освободить ГП «РМТП» от платы за землю: «Единственный выход, который я вижу в перспективе для порта Рени – это передача портовой инфраструктуры в концессию. Если долги предприятия будут очень большими, то они могут испугать заинтересованную в концессии компанию, ведь именно она будет вынуждена выплачивать задолженность. Вот почему необходимо перестать накачивать долговой «пузырь». Земельная льгота на год – это мера, которая способна создать тенденцию к улучшению ситуации в порту».

На самом же деле, как показало реальное положение дел, никакого улучшения ситуации в порту так и не произошло. Напротив, ГП «РМТП» закончило 2020 год с чистым убытком в размере 45,3 млн грн!
Зачем мы так подробно всё это рассказываем? А затем, что вышеупомянутый аудит выявил важный факт: у бюджета Ренийской громады есть финансовые резервы. Их источник – нормальные прозрачные земельные отношения между портом и субъектами СЭЗ «Рени». Беда лишь в том, что на протяжении последних лет этим просто никто всерьёз не занимался…

Именно эту проблему сегодня пытается решить и.о. директора ГП «РМТП» Максим Игнатенко. Пожелаем ему успеха.

НА ФОТО: И.о. директора ГП «РМТП» Максим Игнатенко (стоит)

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм. Моментом узнавайте новости Одессы! Также подписывайтесь на нашу страницу в Facebook!

И еще туда же!

В Ананьеве вандалы воруют с клумб свежепосаженные цветы

Observan

Кабмин разрешил выдавать аграриям госпомощь при засухе и на развитие орошаемого земледелия

Observan

Школу в Белгород-Днестровском районе передадут на баланс Сергеевской ОТГ

Observan